Наверх

"В кильватере плыть" - значение и происхождение фразеологизма?

15 декабря 2022 02:10
Любовь Савенко
Только в сентябре: получи кредитку по акции с бонусом 2000р. и годом без % Получить карту

Какое значение имеет выражение: "В кильватере плыть"?

Что это значит? Откуда происходит?

  Похвалить 2   Пожаловаться

1 ответ

31 августа 2017 11:23
Ульрих фон Филин

Тактика морского боя

В стародавние времена все морские сражения происходили по одной схеме: корабли противников сближались, перебрасывали между палубами трапы и пехота шла на абордаж. После взятия вражеская плавучая фортификация или становилась трофейной, или предавалась огню. Естественно, вопрос о том, с какой скоростью идти навстречу противнику, оставался на личный вкус капитана. Практически все баталии происходили недалеко от берега и потеряться корабли одной флотилии не могли. После боя те, кто смог уничтожить флот супостата и сберечь своих бойцов, высаживался на берег.

Преобразования в морском деле начались, как только европейцы открыли путь в Новый Свет и оснастили свои суда пушками. Теперь воевать кораблям пришлось в открытом море за судоходные пути. Одним из разработчиков тактики артиллерийского огня во время морского сражения был пират и адмирал Френсис Дрейк.

Многим позже именно корабельная артиллерия поможет адмиралу П. С. Нахимову одержать победу при Синопе.

Этот мореход возглавил оборону Британии от нашествия испанской Армады. Собрать большой флот у Дерейка не получилось, да и людишек недоставало, потому действовать нужно было хитростью. Адмирал предложил отказаться от самой идеи абордажного боя. Он сказал, что пушки способны не только на расстоянии запугивать врага и наносить урон такелажу, но и полностью уничтожить судно противника.

Чтобы реализовать свой замысел, Дрейк начал экстренное обучение флотских экипажей. Особый упор делался на:

  • повышение скорострельности и более тщательное прицеливание по мишени канонеров.
  • обучение команд и капитанов вести свои суда так, чтобы они следовали с одной скоростью и могли производить одновременно маневр.

Последнее было необходимо для того чтобы пальба была более кучной и корабль противника получал максимум повреждений. В силу того, что наибольшее количество пушек находилось на артиллерийских палубах по бокам судна, в бою лучшим вариантом их расстановки была колонна, или шеренга (в зависимости оттого, где находится вражеский флот). Для этого они должны были на марше идти один за другим, то есть по следу - кильватеру, который оставлял флагман.

Значение фразеологизма

Из военного флота кильватерный строй быстро распространился. Купцы, следовавшие в заморские края, предписывали капитанам вести корабли именно таким порядком, чтобы они не терялись в открытом море и рулевым было проще наблюдать за расстоянием, на котором одно судно находится по отношению к другому.

В виде фразеологизма выражение "В кильватере плыть" пришло в русский язык из голландского. В том есть заслуга царя Петра, который приглашал иностранных специалистов в Россию, в том числе и лучших на то время мореходов из Нидерландов. Естественно, каждый из моряков хотел служить на флагманском корабле и пренебрежительно относился к тем, кто следовал за его величественными судном.

Русские моряки пользовались любовью и уважением нашего народа, интернациональный моряцкий сленг быстро становился популярным.

Выражение "В кильватере плыть" означает во всем подчиняться, соглашаться и повторять за кем то. Тот, кто плывет в кильватере, не имеет своего мнения и не ищет своего пути. Он не критично настроен по отношению к флагману, по жизни пассивен.

Этот фразеологизм созвучен пришедшему из артиллерии определению "быть вторым номером", хотя канонерский аналог носит более презрительный характер, является определением бездарности направляемого человека. Многим позже в авиации появились звенья и мы нередко говорим: "Быть ведомым". Вот это и есть наиболее удачный синоним старинного морского выражения.

  Похвалить 1   Пожаловаться
Дать ответ и заработать:
Cимволов: